Использование возможностей нового стандарта С++. Шаблоны с переменным количеством аргументов
Те, кто читал книгу Андрея Александреску «Современное программирование на C++» [1] знают, что в области метапрограммирования с использованием шаблонов существует обширный класс задач, в которых шаблону при инстанцировании необходимо указать переменное, заранее неизвестное количество аргументов. Типичные примеры таких задач:
- Описание кортежей (tuples)
- Описание типов наподобие вариантов (variants)
- Описание функторов (в этом случае перечень типов аргументов зависит от сигнатуры функции)
- Классификация типов по заранее заданным множествам и т. п.
В каждой такой задаче точное количество типов, передаваемых соответствующему шаблону в качестве аргументов, заранее определить сложно. Вообще, это количество зависит от желания и потребностей того, кто намеревается использовать соответствующий шаблонный класс.
В рамках существующего стандарта С++ (в редакции от 2003-го года) сколько-нибудь удобного решения этой задачи не существует. Шаблоны могут принимать строго определённое количество параметров. А. Александреску в [1] предлагает общее решение, основанное на т. н. «списках типов». Предлагаемый им «список типов» представляет из себя шаблонный класс следующего вида:
template<typename H, typename T> struct TypeList { typedef H Head; typedef T Tail; };
Этот класс, как несложно заметить, очень похож на элемент односвязного списка. Используется он следующим образом:
typedef TypeList<char, TypeList<wchar_t, TypeList<short, TypeList<int, long> > > > IntsList;
Выше приведен пример объявления, описывающего список целочисленных типов.
Для упрощения формирования такого рода объявлений Александреску предлагает набор макросов с числом аргументов от 1 до 50-ти, раскрывающихся в объявление соответствующего списка. Это решение далеко от идеала, так как пользоваться такими списками не очень удобно, но с задачами, возложенными на него, оно вполне справлялось.
Альтернативным решением, как, например, в boost::variant и boost::tuple, является объявление шаблонного класса с большим количеством параметров, которым (всем, кроме первого) присвоено некоторое значение по умолчанию, в результате чего появляются две возможности:
- инстанцировать шаблон с любым, но не превышающем максимального, количеством аргументов;
- определять, сколько именно аргументов было передано при инстанцировании.
Такое решение подходит для ряда, но не для всех задач. Например, таким образом нельзя объявить функтор типа boost::function, потому что объявление оператора вызова функции зависит от фактического количества переданных при инстанцировании аргументов. Кроме того, «утяжеляется» объявление самого шаблона, количество возможных параметров заранее ограничено, в ряде случаев их необходимо преобразовывать в список и т. п.
Для облегчения решения этих задач, устранения недостатков существующих решений и упрощения кода новый стандарт предлагает С++-разработчикам новый вариант объявления шаблонов ? «шаблоны с переменным количеством параметров» или, в оригинале, «variadic templates».
Простые варианты использования
Объявление шаблона с переменным количеством параметров выглядит следующим образом:
Подобным же образом объявляются шаблоны с переменным количеством параметров – не типов:
template<typename ... Types> class VariadicTemplate { };
Здесь необходимо отметить, что эмуляция подобного в рамках текущего стандарта – весьма нетривиальная задача.
Объявление шаблонной функции с переменным количеством параметров выглядит так:
template<int ... Ints> void printf(const char* format, Type ... args);
Очевидно, что такого рода параметры шаблонов, «пакеты параметров» или «parameters packs», не могут использоваться везде, где могут использоваться обычные одиночные параметры шаблонов. Допустимо использование пакетов параметров в следующих контекстах:
- в перечислении базовых классов шаблона (base-specifier-list),
- в списке инициализации членов данных в конструкторе (mem-initializer-list),
- в списках инициализации (initializer-list),
- в списках параметров других шаблонов (template-argument-list),
- в спецификации исключений (exception-specification),
- в списке атрибутов (attribute-list).
В зависимости от того, где именно используется пакет параметров, соответствующим образом интерпретируются элементы этого пакета. Использование пакета параметров называется «раскрытием пакета» (pack expansion), и записывается в коде следующим образом:
Types ...
Здесь Types – это название пакета параметров.
Например, для такого объявления шаблона:
template<typename ... Types> class VariadicTemplate { };
возможные варианты раскрытия пакета параметров могут выглядеть так:
class VariadicTemplate : public Types ... // раскрытие в список базовых классов. 'public Types' - паттерн { //... // Раскрытие в список параметров другого шаблона. Паттерн - Types typedef OtherVariadicTemplate<Types ...> OtherVT; // Более сложный вариант. Паттерн - Types * typedef OtherVariadicTemplate<Types* ...> SomeOtherVT; // Раскрытие в список параметров функции. //Паттерном является Types, a args - это новый список параметров: void operator () (Types ... arg) { // Раскрытие в список аргументов при вызове функции foo(&args ...); } // Раскрытие в списке инициализации в конструкторе: VariadicTemplate() : Types() ... };
Под термином «паттерн» здесь понимается фрагмент кода, окружающего имя пакета параметров, который будет повторяться при раскрытии соответствующего пакета. В приведённом примере, если проводить раскрытие параметров вручную, то такое инстанцирование шаблона:
/* ... */ VariadicTemplate<int, char, double> /* ... */
было бы раскрыто следующим образом:
class VariadicTemplate : public int, public char, public double { //... typedef OtherVariadicTemplate<int, char, double> OtherVT; typedef OtherVariadicTemplate<int*, char*, double*> SomeOtherVT; void operator () (int args1, char args2, double args3) { foo(&args1, &args2, &args3); } VariadicTemplate() : int(), char(), double() // очевидно, этот код получится некомпилируемым для такого списка типов };
В качестве достаточно простого примера использования шаблонов с переменным числом параметров можно привести реализацию функтора. Выглядит эта реализация следующим образом:
#include <iostream> // Объявляется общий вариант шаблона, хранящего указатель на функцию. //При этом все возможные типы, которые могут придти в шаблон // в процессе инстанцирования, упаковываются в пакет параметров template<typename ... Args> struct FunctorImpl; // Шаблон специализируется для указателя на простые функции. //При этом указывается, что пакет параметров содержит тип возвращаемого // значения (R) и аргументы (Args). Из этих двух параметров, //простого и пакетного, затем формируется сигнатура функции template<typename R, typename ... Args> struct FunctorImpl<R (Args ...)> { // Описывается тип указателя на функцию с нужной сигнатурой. //При этом раскрывается пакет параметров typedef R (*FT)(Args ...); FunctorImpl(FT fn) : m_fn(fn) {;} // Оператор вызова функции объявляется таким образом, что он принимает //на вход ровно столько параметров, сколько аргументов // у хранимого типа функции. R operator () (Args ... args) { // Вызывается функция, ей передаются все полученные аргументы return m_fn(args ...); } FT m_fn; }; // Объявляется общий шаблон-диспетчер template<typename FT> struct Functor : public FunctorImpl<FT> { Functor() : FunctorImpl<FT>(NULL) {;} Functor(FT fn) : FunctorImpl<FT>(fn) {;} }; int plus_fn(int a, int b) {return a + b;} int minus_fn(int a, int b) {return a - b;} int increment(int& a) {return a ++;} int main() { Functor<int (int, int)> plus(plus_fn); Functor<int (int, int)> minus(minus_fn); Functor<int (int&)> inc(increment); std::cout << plus(10, 20) << " " << minus(10, 20) << std::endl; int a = 100; std::cout << inc(a) << " "; std::cout << a << std::endl; }
Результат выполнения этого кода вполне ожидаем:
30 -10
100 101
а код – прост и понятен. Для сравнения можно посмотреть файлы с реализацией
boost::function.
Описанные выше шаблоны несложно специализировать для указателей на функции-члены:
// Объявляется специализация контейнера функции для указателя //на функцию член, конкретезируя всё тот же пакет параметров template<typename T, typename R, typename ... Args> struct FunctorImpl<R (T::*)(Args ...)> { typedef R (T::*FT)(Args ...); typedef T HostType; FunctorImpl(FT fn = NULL, T* obj = NULL) : m_fn(fn), m_obj(obj) {;} // Объявляются два варианта оператора вызова функции: //для случая использования функтора как "замыкание", и для случая //передачи объекта, для которого вызывается метод, первым аргументом R operator() (Args... args) { (m_obj->*m_fn)(args ...); } R operator() (T* obj, Args... args) { (obj->*m_fn)(args ...); } FT m_fn; T* m_obj; }; // Объявляется класс-замыкание, принимающий в конструкторе объект, //для которого будет вызываться функция-член. Выглядит он очень просто template<typename FT> struct Closure : public FunctorImpl<FT> { typedef typename FunctorImpl<FT>::HostType HostType; Closure(HostType* obj, FT fn) : FunctorImpl<FT>(fn, obj) {;} }; // Использование class A { public: A(int base = 0) : m_base(base) {;} int foo(int a) {return a + m_base;} private: int m_base; }; A b1(10), b2; Closure<int (A::*)(int)> a_foo(&b1, &A::foo); // Можно заметить, что общая реализация функтора //корректно работает и с указателями на функции-члены: Functor<int (A::*)(int)> b_foo(&A::foo); std::cout << a_foo(20) << " " << a_foo(&b2, 20) << " " << b_foo(&b1, 20) << std::endl;
Приведённый пример достаточно прост и наглядно демонстрирует основные возможности шаблонов с переменным количеством параметров. Анализируя его, можно определить следующую общую схему использования шаблонов с переменным количеством параметров.
1. Декларируется наиболее общий шаблон, последний параметр которого описывается в виде пакета параметров. В примере это
template<typename ... Args> struct FunctorImpl;
2. Определяются частичные специализации этого шаблона, конкретизирующие ту или иную часть пакета параметров. В приведённом примере это определение
template<typename R, typename ... Args> struct FunctorImpl<R (Args ...)>
3. В ряде случаев при специализации требуется учитывать, что пакет параметров может оказаться пустым. Такое, вообще говоря, допустимо.
При этом необходимо помнить, что параметры, упакованные в пакет, могут конкретизироваться, начиная с головы пакета. Конкретизировать параметры, начиная с хвоста пакета, невозможно в силу того, что пакет параметров может только замыкать список параметров шаблона.
Более сложные случаи
Как отмечалось выше, пакеты параметров могут содержать не только типы, но и не-типы. Например:
// Объявляется шаблон, принимающий переменное количество целых чисел template<int ... Nums> struct NumsPack { // Объявляется статический массив, размер которого равен количеству фактически переданных аргументов static int m_nums[sizeof...(Nums)]; // А также объявляется перечисление, сохраняющее количество элементов в массиве enum {nums_count = sizeof ... (Nums)}; }; // Инициализируется статический массив template<int ... Nums> int NumsPack<Nums ...>::m_nums[] = {Nums ...};
Проверочный код:
typedef NumsPack<10, 20, 30, 40, 50> Nums_5; std::cout << Nums_5::nums_count << std::endl; for (int n = 0; n < Nums_5::nums_count; ++ n) std::cout << Nums_5::m_nums[n] << " "; std::cout << std::endl;
печатает на консоль ожидаемые числа:
5
10 20 30 40 50
Конструкция sizeof … (Nums), использованная в этом примере, нужна для получения количества параметров в пакете. В ней Nums – это имя пакета параметров. К сожалению, дизайн шаблонов с переменным количеством параметров таков, что это – единственное, что можно сделать с пакетом параметров помимо его непосредственно раскрытия. Получить параметр по индексу, например, или совершить какие-либо более сложные манипуляции в рамках проекта нового стандарта невозможно.
При раскрытии пакетов можно применять более сложные паттерны. Например, в приведённом выше коде можно сделать следующую замену:
template<int ... Nums> int NumsPack<Nums ...>::m_nums[] = {Nums * 10 ...};
что приведёт к выводу на экран другой последовательности:
100 200 300 400 500
Вообще, конкретный вид паттерна зависит от контекста, в котором он раскрывается. Более того, паттерн может содержать упоминание более одного пакета параметров. В этом случае все упомянутые в паттерне пакеты будут раскрываться синхронно, а количество фактических параметров в них должно совпадать.
Такая ситуация может возникать в случаях, когда требуется определить кортежи значений. Предположим, необходимо организовать универсальный функтор-композитор, задача которого состоит в передаче в некоторую функцию результатов выполнения заданных функций для некого аргумента. Иными словами, пускай существует некоторый набор функций:
double fn1(double a) { return a * 2; } int fn2(int a) { return a * 3; } int fn3(int a) { return a * 4; }
И две операции:
int test_opr(int a, int b) { return a + b; } int test_opr3(int a, int b, int c) { return a + b * c; }
Необходимо написать универсальный функтор, применение операции вызова функции к которому приводило бы к выполнению такого кода:
test_opr(f1(x), f2(x));
или
test_opr3(f1(x), f2(x), f3(x));
Функтор должен принимать на вход операцию и перечень функций, результаты работы которых надо передать в качестве аргументов этой операции. Каркас определения такого функтора может выглядеть следующим образом:
template<typename Op, typename ... F> class Compositor { public: Compositor(Op op, F ... fs); };
Первая проблема, которую необходимо решить, состоит в определении способа сохранения переданных функций. Можно применить множественное наследование от классов, непосредственно хранящих данные заданного типа:
template<typename T> struct DataHolder { T m_data; }; template<typename Op, typename ... F> class Composer : public DataHolder<F> ... { // ... };
Но тут возникает сложность. Если в списке передаваемых функций присутствуют несколько функций, типы которых совпадают, код не скомпилируется, т. к. в списке базовых классов будет присутствовать один и тот же класс. Для устранения этой неоднозначности типы в пакете можно проиндексировать. Для этого будет использоваться вспомогательный тип «кортеж целых чисел», содержащий числа от 0 до заданного в качестве параметра N:
// Определяется класс собственно кортежа template<int ... Idxs> struct IndexesTuple { }; // Определяется общий вид шаблона, используемого для порождения кортежа template<int Num, typename Tp = IndexesTuple<>> struct IndexTupleBuilder; // Определяется специализация, которая генерирует последовательность //чисел в виде пакета целочисленных параметров. Для этого в качестве //второго параметра в объявлении шаблона используется не собственно //тип кортежа, а ранее сформированный пакет. Для получения итогового //пакета производится наследование от порождающегося шаблона, //при этом в пакет добавляется новое число template<int Num, int ... Idxs> struct IndexTupleBuilder<Num, IndexesTuple<Idxs ...>> : IndexTupleBuilder<Num - 1, IndexesTuple<Idxs ..., sizeof ... (Idxs)>> { }; // Терминирующая рекурсию специализация. Содержит итоговый typedef, //определяющий кортеж с нужным набором чисел template<int ... Idxs> struct IndexTupleBuilder<0, IndexesTuple<Idxs ...>> { typedef IndexesTuple<Idxs...> Indexes; };
Использовать этот шаблон можно следующим образом:
typedef typename IndexTupleBuilder<6> Indexes;
При этом Indexes будет эквивалентно IndexesTuple<0, 1, 2, 3, 4, 5>
Чтобы этот класс был применим в реализации композитора, надо ввести промежуточный базовый класс, который и будет наследоваться от классов с данными. При этом каждый класс с данными будет снабжён своим уникальным индексом:
template<int idx, typename T> struct DataHolder { DataHolder(T const& data) : m_data(data) {;} T m_data; }; // Сначала объявляется общий шаблон, принимающий на вход кортеж. //Объявление непосредственно в таком виде не потребуется, но // оно требуется для последующей специализации. template<typename IdxsTuple, typename ... F> struct ComposerBase; // Специализируется общий шаблон, из кортежа извлекается пакет параметров. // В данном случае шаблон объявляется с двумя пакетами параметров. //Это разрешено, т. к. пакеты могут быть однозначно разделены. // При наследовании используется паттерн, в котором упоминается сразу //два пакета параметров. Это позволяет однозначно сопоставить // элементы целочисленного кортежа и перечня типов функций. template<int ... Idxs, typename ... F> struct ComposerBase<IndexesTuple<Idxs...>, F ...> : public DataHolder<Idxs, F>... { // А здесь паттерн содержит сразу три пакета: пакет с индексами, //пакет типов функций и пакет аргументов. Всё это раскрывается в список // инициализации конструктора. ComposerBase(F ... fs) : DataHolder<Idxs, F>(fs)... {;} }; // От описанного выше шаблона, содержащего фактические данные, наследуется шаблон композитора template<typename Op, typename ... F> struct Composer : public ComposerBase<typename IndexTupleBuilder<sizeof...(F)>::Indexes, F...> { Op m_op; public: // Объявляется конструктор Composer(Op op, F const &... fs) : m_op(op), Base(fs...) {;} };
Чтобы завершить реализацию композитора, необходимо определить оператор вызова функции. Для удобства его определения сначала определяется тип возвращаемого значения:
template<typename Op, typename ... F> struct Composer : /* ... */ { Op m_op; public: typedef decltype(m_op((*(F*)NULL)(0)...)) result_t; // ... };
Для определения типа возвращаемого значения используется другая новая для C++ конструкция – decltype. Результатом её применения в данном случае является тип возвращаемого функцией значения. Конструкция выглядит несколько странной. По смыслу она эквивалентна такой:
decltype(op(fs(0) ...))
Но поскольку в области видимости класса пакет fs не определён, оператор применяется к сконвертированному к ссылке на тип функции NULL.
Теперь всё готово для определения оператора вызова функции. Поскольку классы, участвующие в композиции функции, в качестве одного из параметров шаблона принимают целочисленный индекс, этот оператор реализуется через вспомогательную функцию, в которую передаётся всё тот же целочисленный кортеж:
template<typename Op, typename ... F> struct Composer : /* ... */ { Op m_op; public: ret_type operator()(int x) const { return MakeCall(x, Indexes()); } private: // Здесь используется тот же самый трюк, что и в определении класса ComposerBase. //Тип кортежа используется для того, чтобы "поймать" пакет целочисленных индексов. template<int ... Idxs> ret_type MakeCall(int x, IndexesTuple<Idxs...> const&) const { return m_op(DataHolder<Idxs, F>::m_data(x)...); } };
Осталось только определить функцию, облегчающую создание экземпляров этого класса:
template<typename Op, typename ... F> Composer<Op, F ...> Compose(Op op, F ... fs) { return Composer<Op, F...>(op, fs ...); }
Композитор готов. Несколько примеров его использования:
auto f = MakeOp(test_opr, fn1, fn2); auto ff = MakeOp(test_opr3, fn1, fn2, fn3); auto ff1 = MakeOp(test_opr3, fn1, fn2, [=](int x) {return f(x) * 5;}); // здесь последним параметром в композитор передаётся лямбда-функция.
Полное определение шаблонного класса-композитора выглядит следующим образом:
template struct ComposerBase, F ...> : public DataHolder... { ComposerBase(F ... fs) : DataHolder(fs)... {;} }; template struct Composer : public ComposerBase::Indexes, F...> { Op m_op; public: typedef ComposerBase::Indexes, F...> Base; typedef decltype(m_op((*(F*)NULL)(0)...)) result_t; Composer(Op op, F const &... fs) : m_op(op), Base(fs...) {;} result_t operator()(int x) const { return MakeCall(x, typename IndexTupleBuilder::Indexes()); } private: template result_t MakeCall(int x, IndexesTuple const&) const { return m_op(DataHolder::m_data(x)...); } };
Также этот класс можно было бы реализовать на базе кортежей из STL (std::tuple). В этом случае в классе DataHolder нет необходимости, а реализация композитора будет следующей:
template class TupleComposer { Op m_op; std::tuple m_fs; public: typedef decltype(m_op((*(F*)NULL)(0)...)) result_t; TupleComposer(Op op, F... fs) : m_op(op), m_fs(fs ...) {;} result_t operator()(int x) const { return MakeCall(x, typename IndexTupleBuilder::Indexes()); } private: template result_t MakeCall(int x, IndexesTuple const&) const { return m_op(std::get(m_fs)(x)...); } };
Такой вариант выглядит несколько проще.
Ещё некоторое количество хитростей.
Раскрытие пакета параметров в контексте «список инициализации» предоставляет программисту достаточно большую свободу действий, т. к. в этом случае паттерном может быть полноценное выражение. Например, сумму переданных в качестве аргументов чисел можно посчитать так:
template void ignore(T ...) {;} template int CalcSum(T ... nums) { int ret_val = 0; ignore(ret_val += num ...); }
Проверить, есть ли среди переданных чисел положительные – так:
template bool HasPositives(T ... nums) { bool ret_val = true; ignore(ret_val = ret_val && nums >= 0 ...); }
В данном случае метод ignore служит исключительно для раскрытия пакета параметров и генерации соответствующего кода. Правда, при этом необходимо помнить, что порядок вычисления полученной в результате генерации последовательности вычислений будет неопределённым, т. к. все они будут рассматриваться компилятором как аргументы в вызове функции.
Подводя итог, можно сказать, что шаблоны с переменным количеством параметров – очень мощное средство, появившееся в языке C++. Они лишены очевидных недостатков существующих сейчас списков типов или иных эмуляций подобного поведения и позволяют относительно небольшим объёмом кода выражать достаточно сложные концепции. Приведённые в этой статье конструкции можно сравнить с аналогичными, выполненными в рамках существующего стандарта. Для этого можно заглянуть в исходные файлы boost::bind, boost::function, boost::tuple. Но они не лишены и некоторых недостатков. Главный из них – ограниченное число контекстов, в которых пакеты параметров могут раскрываться. В частности, пакеты не могут раскрываться внутри лямбда-функций. Соответствующий запрос направлен в комитет по стандартизации, но будет ли этот запрос удовлетворён? Кроме того, пакеты не могут раскрываться в выражения иначе, нежели через промежуточные функции, к элементам пакета нельзя обращаться по индексу или связывать с ним какой-либо уникальный в рамках пакета ключ. Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы отметить, что variant-типы с помощью шаблонов с переменным количеством параметров описать будет достаточно сложно. Но для этого в новом стандарте появилось другое нововведение, т. н. «unrestricted unions». Это объединения, не обладающие ограничениями, присущим этим конструкциям в существующем стандарте.
Это, пожалуй, всё, что можно сказать про этот инструмент. Приведённые здесь примеры могут быть откомпилированы версией 4.4 или 4.5 компилятора gcc. Проверялись они с помощью gcc 4.5.
Извините, комментарии отсутствуют.